Прекрасная эпоха в Москве: изразцы и майолика

  • четверг, 3 ноября, 2016 - 09:20

    Продолжим разговор об архитектуре стиля модерн в Москве. И поговорим мы сегодня о явлении, характерном именно для архитектуры Прекрасной Эпохи: массовом использовании декоративной керамики в самых разных видах.

    Конечно, никто не спорит, расписная керамика – изразцы, майолика и тому подобное – довольно древнее изобретение. Декоративную керамику использовали, и довольно широко, со времён первых городов, а это более 6 тысяч лет назад. Но если взять конкретно Европу и ещё более конкретно Москву, то вот так широко и разнообразно как в архитектуре стиля модерн, керамику не использовали ни до, ни после Прекрасной Эпохи. И речь здесь идёт не об отдельных памятниках, отметившихся массовым использованием изразцов и/или майолики, а именно о массовом применении декоративной керамики для украшения многих зданий. Это можно считать своеобразной "визитной карточкой" Прекрасной Эпохи.

    Первое, на что обращаешь внимание, изучая московский модерн – здания, полностью или частично облицованные глазированный кирпичом. Вот, например, доходный дом В. А. и Н. А. Савельевых (1911, архитекторы С. М. Гончаров и В. Е. Дубовской, Староконюшенный переулок 41, в двух шагах от Старого Арбата):


     

    Этот дом отличается хорошей сохранностью. Сохранился козырёк над подъездом, парадная дверь по крайней мере соответствует стилю всего здания, сохранились балконы. И, главное, керамический декор здания:


     


     

    Надо сказать, что в те годы глазированный кирпич использовали для облицовки домов очень часто. Чуть по приличнее дом – и уже его отделывают таким образом. В результате в Москве сохранилось довольно много зданий, относящихся к Прекрасной Эпохе, но ничем, кромме такой облицовки не выделяющихся. Как, например, дом 15 по Большой Бронной (на пересечении с Богословским переулком):


     

    Это доходный дом, построенный архитектором Г. А. Гельрихом в 1914 году. Дом находится в плачевном состоянии, на нём видны следы утраченных балконов. Таких зданий в Москве множество. В том же квартале, расположенном между Садовым и Бульварным кольцами и ограниченным с одной стороны Большой Никитской, а с другой – Тверской улицами лично мне на память приходят ещё пара таких же. Кстати, любителям московского модерна, да и вообще московской архитектуры, настоятельно рекомендую прогуляться по этому кварталу. Там много интересных зданий. И не ленитесь заглядывать во дворы и подворотни! Вас ждёт масса удивительных открытий!

    Но, вернёмся к более интересным памятникам. Керамические (изразцы и майолика) украшения можно встретить на многих зданиях Прекрасной Эпохи. Об одном из таких домов мы уже писали, это доходный дом Перцовой, что стоит на пересечении Саймоновского проезда и Пречистенской набережной:

    Этот дом знаменателен тем, что на нём одиночные изразцовые украшения играют вспомогательную роль, а главное внимание сосредоточено на больших, во весь фронтон, майоликовых панно. И это решение не уникально. Московский модерн подарил нам огромное количество зданий украшенных большими сюжетными картинами или пейзажами, выполненными майоликой. Не мозаика, а именно картины!

    И первым в этом ряду надо назвать, естественно, гостиницу "Метрополь". На фронтонах Метрополя мы видим прекрасные образцы живописи стиля модерн, выполненные по эскизам выдающихся художников того времени: Врубеля, Головина, Чехонина.

    Врубелевская Принцесса Грёза – самое известное панно Москвы
    Врубелевская Принцесса Грёза – самое известное панно Москвы


     


     

    Как уже было сказано, для московского модерна такое решение не уникально. Майоликовыми панно и розетками мы можем полюбоваться на собственном особняке архитектора С. У. Соловьёва 1901 – 1902 годов постройки (Хлебный пер. 18, рядом с Поварской улицей). Вот сам дом


     

    А вот и панно:


     

    Впрочем, высокохудожественные керамические панно можно встретить в Москве в совершенно неожиданных местах. Вот, например, могу поспорить, что мало кто замечал прекрасное панно на доме 3 по Кузнецкому Мосту:


     

    Этот доходный дом имеет имя собственное и при том весьма гордое – Сокол. Построен в 1904 году архитектором И. П. Машковым для домовладелицы, кто бы мог подумать, М. В. Сокол. Панно, которое увы, сохранилось далеко не в лучшем состоянии, изображает того самого сокола, парящего над горами. Правда орнитологи утверждают, что это всё-таки орёл...

    До недавнего времени дом находился не в лучшем состоянии, но в последний год его привели в порядок.

    Почему это панно сразу и не приметишь? Да потому, что приведённое фото – пожалуй лучший ракурс, с которого его видно непосредственно с улицы. И о чём только думали архитекторы, размещая такие панно на верхних этажах домов, стоящих на узких московских улочках?

    Впрочем, если уж говорить про модерн и неожиданные места... Я не зря советовал искать интересные образцы архитектуры не только вдоль улиц, но и в глубине московских дворов. Вот, например, в глубине двора между Садовым кольцом и Трубниковским переулком притаился доходный дом Ф. Н. Плевако (1907, архитектор П. К. Микини):


     

    Официальный адрес – Новинский бульвар 18А, подобраться к дому можно как со стороны Новинского бульвара (подворотня рядом с подземным переходом напротив посольства США), так и со стороны Трубниковского переулка. В конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века дом был подвергнут варварской дереконструкции, по результатам которой всё его нутро было вычищено и дом получил уродский технический этаж из кирпича. Тогда же тотальной деконструкции подвергся и сквер перед домом (со стороны Трубниковского переулка). То-есть сквер со старыми деревьями, ровесниками самого дома, был варварски вырублен под корень и на его месте насажен новый. А изразцовые панно на доме, между прочим, хоть и не такие масштабные как на Метрополе, но тоже по эскизам Врубеля! Правда их состояние заставляет предположить, что эти панно тоже подвергались деконструкции, причём не раз:


     

    Ну и на закуску обратим внимание на доходные дома Строгановского училища. Они расположены по адресу Мясницкая ул. 24, строения 1, 2 и 3. самые интересные – строение 1 (Доходный дом Строгановского училища технического рисования, 1906, архитектор – Ф. О. Шехтель) и 2 (Доходный дом – здание художественно-промышленного музея Строгановского училища, 1874 – 1875, архитектор А. Е. Вебер).

    Если идти со стороны Садового Кольца к Центру, первым попадётся строение 2. Дом появился на самой заре Прекрасной эпохи и выполнен в псевдо/нео-русском стиле. С большим вкусом и без излишеств, столь характерных для этого стиля ближе к концу Прекрасной Эпохи:


     

    Украшен он изразцами с приличествующими стилю орнаментами


     


     

    Тот который строение 1 построен в более строгом стиле и украшен многочисленными керамическими панно.


     

    Панно эти большие и маленькие, и если приглядеться замечаешь: среди них нет двух одинаковых! При этом они все объединены общей темой: гирлянды из лент и цветов. Этот дизайнерский приём, когда детали оформления принципиально разные, но объединены общей темой – довольно интересный. Благодаря ему не возникает ощущения пестроты, восприятие дома остаётся целостным, но, в то же время, глаз не устаёт и один этот дом можно рассматривать часами, обходя его с разных сторон. Потому как дом не маленький. Современные акты вандализма в виде кондиционеров, вывешенных, порой на самые панно, конечно, портят впечатление, но, пока, ещё не фатально. Вот примеры некоторых из этих изразцовых панно:


     


     


     


     

    Тем же кто отправляется изучать архитектуру стиля модерн в Москве, могу дать один небольшой совет: запасайтесь фотоаппаратом с хорошим телеобъективом и качественной матрицей. Потому как в архитектуре ар-нуво довольно часто встречаются мелкие детали, рассмотреть которые с земли бывает сложно, а подойти не получается. Хорошая фотография, на которой можно различить мелкие детали может показать Вам заинтересовавший Вас объект с совершенно неожиданной стороны.

    Раздел: