Прекрасная Эпоха: архитектура стиля модерн в Москве

  • пятница, 24 октября, 2014 - 08:08

    Говоря про Прекрасную Эпоху и стиль модерн нельзя обойти вниманием Москву. Стиль модерн в архитектуре Москвы столь важен и значителен, что столицу России справедливо можно назвать заповедником модерна. И это несмотря на чудовищные потери, которые историческая застройка Москвы понесла в советское время! Поэтому, продолжая разговор о Прекрасной Эпохе (нескольким десятилетиям, предшествовавшим Первой Мировой войне) мы обязаны коснуться темы "Стиль модерн в архитектуре Москвы".

    Тема "модерн в Москве", на самом деле, весьма обширна, надеяться раскрыть её в одной, пусть и большой, статье было бы наивно, поэтому пройдёмся только по некоторым, из самых заметных, памятникам московского модерна. По крайней мере, для начала...

    Классический, самый узнаваемый, модерн в Москве представлен многими интересными домами. Самый известный из них – особняк Рябушинского (1900—1903, архитектор Ф. О. Шехтель, мозаичист В. А. Фролов), ставший своеобразным символом и визитной карточной московского модерна. Расположен он по адресу Малая Никитская улица, дом 6.

    Особняк Рябушинского
    Автор shakko (собственная работа) [CC-BY-SA-3.0]

    Особняк знаменит мозаичным фризом с изображением орхидей (некоторые говорят – ирисов) и тем что в нём жил Максим Горький. Собственно, последнее и спасло дом. После смерти пролетарского писателя в нём устроили музей, благодаря чему сохранился не только внешний фасад, но и интерьеры (местами, правда, изрядно подпорченные в годы революции). И, о чудо, благодаря тому что там сейчас музей мы можем зайти внутрь и окунуться в атмосферу Прекрасной Эпохи.

    Ещё один образец "классического" модерна в Москве находится совсем рядом, это особняк И. А. Миндовского (Поварская 44).

    Особняк И. А. Миндовского (Поварская 44)
     

    Построен архитектором Л. Н. Кекушевым по заказу и на средства Московского торгово-строительного акционерного общества (на продажу) в 1903 – 1904 годах, И. А. Миндовский (крупный домовладелец и промышленник) купил его между 1904 и 1909 годами. Интересен тем, что это не просто отдельно стоящий дом, а целая городская усадьба. Сохранились забор и конюшни. Сейчас там посольство Новой Зеландии, потому простым смертным попасть внутрь не представляется возможным. А жаль, потому что там тоже сохранились интерьеры, причём посольство прилагает массу усилий к их сохранению и реставрации.

    Ещё одна интересная деталь – в окнах второго этажа сохранились стёкла той ещё поры со столь популярными для стиля модерн узорами, выполненными травлением. Разглядеть их можно если подходить к дому со стороны Гнесинки.

    Однако модерн он не зря изначально был эклектикой (говоря простым языком – окрошкой всех и всяческих стилей), поэтому к стилю модерн относят и многое, совсем непохожее на то что мы уже видели. И, говоря про русский модерн, нельзя не вспомнить нео(псевдо)русский стиль. В Москве модерн в псевдорусском стиле представлен прежде всего ГУМом (до 1921 года – Верхние торговые ряды).

    Здание ГУМ (Верхние торговые ряды) на Красной площади
     

    Торжище на этом месте было издревле, также издревле власти стремились это дело как-то упорядочить. Ещё Екатерина II вынашивала планы строительства на этом месте большого ТРЦ, однако в жизнь эти планы удалось претворить только в конце XIX века. По результатам всероссийского конкурса был принят проект архитектора А. Н. Померанцева, торжественное открытие нынешнего здания состоялось 2 декабря 1893 года. Ах, да, кто не знает где это – на Красной площади.

    Другой образец московского модерна в псевдорусском стиле – знаменитый доходный дом Перцовой, на пересечении Саймоновского проезда и Пречистенской набережной.

    Доходный дом Перцовой, Москва, вид с Патриаршего моста. Архитекторы Н. К. Жуков и Б. Н. Шнауберт, по эскизам С. В. Малютина. 1905 – 1907

    Собственно, доходный дом, то-есть дом, в котором квартиры, как это сегодня говорят, сдавались в аренду (в том числе и известным художникам). Построен в 1905 – 1907 гг, архитекторы Н. К. Жуков и Б. Н. Шнауберт, по эскизам художника С. В. Малютина. С 1908 по 1910 год в подвале работал театр-кабаре "Летучая мышь", после революции в доме были мастерские художников, сейчас здание принадлежит МИД. Говорят внутреннее убранство в значительной степени сохранилось, но, учитывая кто сегодня хозяин здания, посмотреть его несколько проблематично.

    Совсем рядом находится ещё один образец нео(псевдо)русского направления в московском модерне – особняк И. Е. Цветкова (Пречистенская набережная дом 29, 1901 год, архитектор В. Башкиров по эскизам В. Васнецова).

    Особняк И. Е. Цветкова
     

    Бывший дом и картинная галерея русского мецената и коллекционера живописи И. Е. Цветкова. Собственно, для расширения коллекции картин русских художников и построен. В годы Великой Отечественной тут находилась французская военная миссия (руководство полка "Нормандия-Неман"), сейчас это резиденция военного атташе Франции.

    Закончим мы сегодняшнее путешествие по памятникам стиля модерн в Москве ещё одним из важных направлений модерна – псевдоготикой. Вообще-то в Европе его называют неоготика, но, поскольку в России настоящей готики не наблюдалось, то русский модерн – только псевдоготика. Самый известный образец московского модерна в стиле псевдоготики – особняк приёмов МИД (Спиридоновка, дом 17, 1893 – 1898, архитектор Ф. О. Шехтель в компании многих других, интерьеры от Врубеля).

    Особняк приёмов МИД (бвы. особняк Саввы Морозова)
     

    Первоначально особняк принадлежал известному промышленнику Савве Морозову. Сегодня, как уже было сказано, это главное парадное место для проведения официальных приёмов МИД РФ (а ранее – СССР). Благодаря этому внутреннее убранство сохранились почти идеально, несмотря даже на пожар 1995 года, но, увы, не для нас.

    На этом, пожалуй... Нет! Закончить тему "модерн в Москве" невозможно! Москва действительно является грандиозным заповедником архитектурного стиля модерн. На любой улочке, в любом переулке внутри Садового кольца найдётся хоть одно (а чаще всего – несколько) очень красивых зданий относящихся к Прекрасной Эпохе. Стиль модерн оставил в архитектуре исторического центра Москвы самый значимый и, пожалуй, самый объёмный след. Думаю, тема московского модерна ещё будет продолжена.

    Раздел: