Прекрасная Эпоха: Новое искусство

  • Альфонс Муха, декаративное панно
    среда, 23 июля, 2014 - 07:47

    Модерн, ар-нуво – новое искусство, определившее весь облик Прекрасной Эпохи – последних 20 – 25 лет, предшествовавших Первой Мировой войне. Эпохи, гораздо более интересной, чем сама Великая Война.

    В этом году мы отмечаем 100 лет с начала Первой Мировой войны, но сама война интересна больше историкам и военным, для нас же гораздо интереснее Прекрасная Эпоха – время взлёта духа и мысли, расцвета искусств, время огромных социальных ожиданий, так жестоко обманутых Войной. О Прекрасной Эпохе можно говорить много, сегодня речь пойдёт о художественном стиле, определившем весь облик Прекрасной Эпохи. О новом искусстве или, как его называли в разных странах: ар-нуво, модерн, югендстиль.

    Волна, Henri Privat-Livemont, 1897
    Волна, Henri Privat-Livemont, 1897

    Ар-нуво возник как результат брожения в умах и душах, продолжавшееся всю вторую половину XIX века. Устоявшееся академическое искусство уже не удовлетворяло духовные запросы людей. Шёл активный поиск нового. В 70-е годы XIX века этот поиск породил эклектику – по большому счёту не стиль, а сумбурное, порой противоречивое смешение всего, что было известно ранее. Из эклектики-то и вырос совершенно новый, уникальный, популярный и по сию пору стиль. Стиль, в самом названии которого отразилось главное стремление Прекрасной Эпохи – стремление к обновлению, развитию, духовному росту.

    Ар-нуво по французски означает "новое искусство", в России стиль известен под названием "модерн", что вообще не требует пояснений, в Германии – югендстиль – молодой стиль. Возник он не на полотнах художников, а в мастерских, производивших мебель и украшения.

    Брошь, Рене Лалик, музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
    Брошь, Рене Лалик, музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

    Очень быстро была сформулирована идея, которую современным языком можно сформулировать так: создание единой художественной среды существования человека. В результате новый стиль быстро захватил все виды визуальных искусств, проник во все сферы жизни. И даже такие вещи как театральные афиши, бланки ресторанных меню и пачки сигарет были подняты на уровень высокого искусства.


    Альфонс Муха, сигареты JOB, 1909

    И даже матёрые академисты, тот же Бугро, отметились работами, которые стали, в некотором смысле, визитной карточкой эпохи.

    Вильям Бугро, Аврора, 1881
    Вильям Бугро, Аврора, 1881

    Однако, академисты, они так и остались академистами, не выйдя за рамки традиций парижского Салона, в их работах заметно влияние нового стиля. Художественную среду определяли другие художники, те кто действительно делал художественную среду для жизни людей. И если того же Бугро мы сегодня видим больше в музеях и художественных каталогах, то работы других художников живут и сегодня в афишах, буклетах, этикетках, шрифтах того времени и до сих пор служат образцами для подражания.

    Мануэль Орази, рекламный постер, 1902
    Мануэль Орази, рекламный постер, 1902

    И сейчас мы связываем стиль модерн и всю Прекрасную Эпоху большей частью с декоративными орнаментами, предметами интерьера и архитектурой, чем с произведениями "высокого искусства". В этом, наверное и есть главная заслуга Прекрасной Эпохи вообще и ар-нуво в частности – именно тогда художественное наполнение быта для всех и каждого стало нормой, нормой стало и художественное оформление продукции массового производства.